Вы здесь

Разъяснение положений проекта Закона о гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Во исполнение поручения Главы государства, данного в январском Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», а также Плана нации Генеральной прокуратурой разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных органов».

Сегодня данный законопроект принят Парламентом Республики Казахстан и будет внесен на скрепление подписью Президента страны.

Основные положения проекта Закона направлены на дальнейшую гуманизацию и снижение репрессивности уголовного процесса.

Последовательно проводимая комплексная реформа уголовно-правовой системы сместила акценты от карательно-репрессивного и обвинительного уклона к правозащитному направлению.

Изменилась криминогенная ситуация. Ежегодно преступность снижается на 7-10%.

Благодаря системным мерам сегодня Казахстан в Индексе тюремного населения поднялся на 78 место среди свыше 220 государств.

В местах лишения свободы содержится 34 тысячи заключенных против 100 тысяч в начале 90-х годов. Проект Закона касается двух направлений.

Первое – это укрепление защиты конституционных прав граждан и гуманизация правоохранительной деятельности.

В этих целях в Уголовном кодексе внесены поправки в 255 статей, в Уголовно-процессуальном – в 16 и Уголовно-исполнительном кодексе – в 6 статей.

Законом на треть снижается минимальный размер залога, устанавливается его верхний предел по деяниям небольшой и средней тяжести.

Органы следствия и суд теперь обязаны рассматривать возможность применения более мягких мер и обосновывать причины, по которым их применение невозможно.

Запрещается выделять в отдельное производство уголовного дела в отношении лиц, с которыми заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины.

Вводятся общественные работы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, где в качестве одной из мер наказания предусмотрен штраф. Данная поправка не распространяется на уголовные деяния, повлекшие смерть человека.

По 19 составам преступлений суды могут назначать ограничение свободы, в том числе по 11 тяжким составам (кражам, хищениям, мошенничеству, халатности и др.).

Более чем в 2 раза снижаются пределы размеров штрафа, а также произведена коррекция срока ареста по проступкам, с соблюдением иерархии санкций административного и уголовного законодательства.

По преступлениям против собственности, в сфере экономики и некоторым другим в 2 раза увеличиваются пороги значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба, необходимых для наступления уголовной ответственности.

По 36 преступлениям снижается верхний предел лишения свободы.

Снижаются на 5 лет сроки давности привлечения к уголовной ответственности по тяжким (с 15 до 10 лет) и особо тяжким (с 20 до 15 лет) преступлениям.

Ряд поправок направлены на широкое применение условно-досрочного освобождения осужденных и замены им наказания более мягким.

Отказ судом в применении одной из указанных процедур не будет являться препятствием для внесения ходатайства по другой.

Смягчаются условия отбывания наказания в виде лишения свободы через направление социально не опасных осужденных в учреждения с минимальным уровнем безопасности.

Облегчается порядок взыскания уголовных штрафов. По опыту стран ОЭСР увеличен максимальный срок уплаты штрафа с 6 месяцев до 3 лет.

Судом осужденные могут быть освобождены от уплаты процессуальных издержек. Сейчас их размер порой превышает сам штраф.

Общий срок принудительных работ сокращен до 100 часов в год. К осужденным, имеющим постоянное место работы или занятым на учёбе, принудительный труд применяться не будет.

Второе направление – совершенствование деятельности органов внутренних дел.

Будут созданы областные департаменты полиции Министерства внутренних дел на базе департаментов внутренних дел и местной полицейской службы. Это сохранит принципы единоначалия и вертикали подчиненности.

По представлению Министра внутренних дел областные акимы будут назначать и освобождать начальников департаментов полиции. Это повысит эффективность профилактики правонарушений.

Вводятся дополнительные формы и методы предупреждения рецидивных правонарушений и правонарушений, совершенных в состоянии опьянения.

В целом проект Закона наряду с гуманизацией правоохранительной деятельности обеспечит укрепление принципов верховенства права.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.